Научное студенческое общество Государственного института русского языка имени А.С. ПушкинаСостав НСО 2011 года


Воскресенье, 22.12.2024, 20:36:57
Начало Регистрация Вход
Вы вошли как "Гость"
Меню сайта
Категории каталога
Что такое НСО [3]
Документация [1]
Официальные документы, бумаги, правила оформления научных работ и прочее
Учебно-методические и научные материалы [12]
Деятельность НСО [3]
Свободные темы [6]
Нормативные документы [1]
Правила, образцы, шаблоны и пр.
 Статьи
Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 25
Показано материалов: 1-20
Страницы: 1 2 »

Положение о Научном cтуденческом обществе Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина
Что такое НСО | Просмотров: 861 | Добавил: ALAman | Дата: 06.10.2011 | Комментарии (0)

Уважаемые студенты I курса бакалавриата филологического факультета!

Вашему вниманию предлагаются материалы к курсу "Зарубежная литература: Античность и Средневековье" (преподаватель - кандидат филологических наук, доцент Петривняя Елена Капитоновна).
Эти материалы помогут вам в подготовке к практическим занятиям, контрольным работам и экзамену по курсу.

Перечень художественных произведений, учебных пособий, хрестоматий и научной литературы по курсу

Практические занятия
АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Занятие 1. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Занятие 2. ГОМЕРОВСКИЙ ЭПОС
Занятие 3. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ. «ОРЕСТЕЯ» ЭСХИЛА
Занятие 4. ДРЕВНЕАТТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ АРИСТОФАНА
РИМСКИЙ ЭПОС. «ЭНЕИДА» ВЕРГИЛИЯ
Занятие 6. АНТИЧНЫЙ РОМАН. ЛОНГ «ДАФНИС И ХЛОЯ», АПУЛЕЙ «МЕТАМОРФОЗЫ, ИЛИ ЗОЛОТОЙ ОСЕЛ»
ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ
Занятие 1. ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. «ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ»
Занятие 8. РЫЦАРСКИЙ РОМАН «ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА»

Контрольные работы. Список стихотворений для заучивания наизусть
Экзаменационные вопросы по курсу


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. Понятие об античности. Значение античного периода в истории культуры. Периодизация античной литературы.
2. Понятие о мифе. Миф и сказка. Основные циклы мифов. Мифы о богах и героях.
3. Понятие об эпосе. Гомеровский эпос. Особенности гомеровского стиля.
4. «Илиада» Гомера как героический эпос античности.
5. «Одиссея» Гомера как сказочно-героический эпос.
6. Боги и судьбы людей в гомеровском эпосе.
7. Дидактический эпос Гесиода.
8. Происхождение и общая характеристика древнегреческой классической лирика. Декламационная лирика и ее жанры.
9. Представители мелической поэзии. Основные жанровые формы.
10. Античная трагедия, ее происхождение, структура. Устройство греческого театра и театральных представлений.
11. Вклад Эсхила в развитие драмы. Образ Прометея у Гесиода и Эсхила. Символическое истолкование образа и его судьба в последующей культуре.
12. «Орестея» Эсхила как трилогия. Основная проблематика и образы. Истолкование финала трилогии.
13. «Антигона» Софокла. Истолкование конфликта, основные образы, роль хора в трагедии.
14. «Эдип-царь» Софокла. Тема рока и человека в трагедии и ее художественное решение.
15. Своеобразие драматургии Еврипида. «Медея».
16. Особенности трактовки мифа об Ипполите в трагедии Еврипида «Ипполит» и Сенеки «Федра».
17. Античная комедия, происхождение, структура. Особенности художественной манеры Аристофана.
18. «Облака» Аристофана. Сократ аристофановский и Сократ исторический.
19. «Лягушки» Аристофана. Греческая трагедия в зеркале комедии.
20. Основные направления древнегреческой прозы: историография, ораторское искусство, философия.
21. Взгляды Аристотеля на искусство. «Поэтика». Учение Аристотеля о трагедии и катарсисе.
22. Особенности эллинистического периода развития греческой литературы.
23. Новоаттическая комедия Менандра.
24. Традиция греческого романа. Роман Лонга «Дафнис и Хлоя».
25. Общая характеристика римской литературы, ее своеобразие и периодизация.
26. Комедийное искусство Плавта.
27. Поэзия Катулла.
28. Новаторская сущность эпической поэмы Вергилия «Энеида». Гомеровские традиции в поэме.
29. Общая характеристика творчества Горация.
Взгляды Горация на поэзию и творчество «Послание к Пизонам».
30. Римские любовные элегии Овидия «Песни любви». Стихотворный трактат «Наука любви».
31. «Метаморфозы» Овидия. Своеобразие композиции и образов поэмы.
32. Философские и поэтические произведения Сенеки.
33. «Сатирикон» Петрония. Художественное своеобразие романа.
34. Басни Эзопа и Федра.
35. Своеобразие римского романа. «Золотой осел» («Метаморфозы») Апулея.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

36. Своеобразие средневековой культуры. Средневековая концепция мира, человека, истории. Периодизация средневековой литературы.
37. Клерикальная литература.
38. Кельтский, или ирландский эпос.
39. Скандинавская эпическая поэзия. Скандинавская (древнегерманская) мифология, представленная в «Старшей Эдде».
40. Художественные особенности «Песни о Роланде».
41. Архаика и элементы новой куртуазной культуры в «Песне о Нибелунгах».
42. Жанровая система рыцарской лирики.
43. Особенности жанра рыцарского романа. Основные циклы рыцарских романов.
44. Своеобразие романов о «Тристане и Изольде». Версии Беруля, Тома, Готфрида Страсбургского.
45. Средневековая городская литература: система жанров.
46. Фаблио и шванки. Общая характеристика.
47. Особенности средневековой драматургии.
48. Поэзия вагантов.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

1. Функционально-стилистическая роль эпитетов в поэме Гомера «Илиада».
2. Гомеровские традиции в римском героическом эпосе Вергилия «Энеида».
3. Интерпретация легенды о Тристане и Изольде в средневековых рыцарских романах Беруля, Тома, Готфрида Страсбургского

СТИХОТВОРЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Древнегреческая литература:
• Гомер – отрывок из «Илиады», «Одиссеи»,
• Эсхил – отрывок из трагедии «Прометей Прикованный»,
• Софокл – отрывок из трагедии «Царь Эдип»,
• Сапфо Анакреонт, Архилох, Гесиод, Семонид Аморгский, Феогнид.
Древнеримская литература:
• Катулл, Гораций, Овидий,
• Вергилий – отрывок из «Энеиды»
Литература Средневековья:
• Отрывок из «Песни о Роланде»,
• Отрывок из «Песни о Нибелунгах»,
• Рыцарская лирика,
• Поэзия Ф.Вийона.


ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ

Занятие 1.
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. «ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ»



План
1. Исторические условия возникновения и формирования героического эпоса Средневековья. В чем состоит «универсальность» эпического произведения? Как вы ее понимаете?
2. Французский героический эпос «Песнь о Роланде». Историческая действительность и характер ее отражения в «Песне о Роланде». Эпоха первых крестовых походов. Религиозные представления, феодальные отношения. Понятия о чести, долге и вассальном служении.
3. Эпический мир «Песни о Роланде» и способы его создания: пространство и время; симметричность и неоднородность эпического мира; гиперболизм; природа и человек; характер изображения борьбы.
4. Особенности композиции произведения. Роль параллелизмов в композиционной структуре произведения: в завязке (предательство Ганелона), в кульминации (битва), развязке (месть Карла).
5. Особенности создания образа эпического героя: образы Роланда, Оливье, Турпена, короля Карла, Ганелон, Тьерри, изображение мавров. Принцип параллелизма-противопоставления.
6. Роланд как героический характер. Его сходство с героями других эпических произведений и отличие от них. Любовь Роланда к «милой Франции», богатырское удальство и своеволие Роланда, в чем заключается «трагическая вина» героя?
7. Патриотический пафос поэмы «Песнь о Роланде».

Задания
1. Эпическое произведение в фольклоре и литературе. Особенности жанра. Проблема авторского начала.
2. В чем сходство и отличие памятников архаического эпоса («Беовульф», «Старшая Эдда») и европейского классического эпоса («Песнь и Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о моем Сиде»)?
3. Каков характер эпического героя и приемы его воплощения? Какие народные представления и идеалы находят отражение в характере эпического героя?
4. Роль патриотических мотивов в эпическом произведении. Различные формы их художественного воплощения в зависимости от исторического развития (защита племени от мифических чудовищ; расширение исторической тематики – защита родной земли от иноземных захватчиков). Особенности эпического времени.
5. Словарь литературоведческих терминов: эпос (понятия рода и жанра), гипербола (эпический гиперболизм и литературная гипербола), повторы, постоянные эпитеты.

Литература
Тексты
• Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. Песнь о Роланде. Песнь о Сиде // Западноевропейский эпос. Санкт-Петербург, 2002.
• Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М.,1975.
Исследования
• Гуревич А. Средневековый эпос германских народов // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М.,1975, С.5-25.
• Жирмунский В.М. Народный героический эпос: сравнительно-исторические очерки. М., 1962.
• Волкова З.Н. Эпос Франции. М.,1986.
• Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. М.,1995.
• Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.,1986.


ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ

Занятие 2.
РЫЦАРСКИЙ РОМАН « ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА»


План
1. Основные жанровые признаки рыцарского романа.
2. Цикл сюжетов «бретонских» или «артуровских» романов.
3. Кельтское сказание о Тристане и Изольде и стихотворные обработки этой легенды Берулем, Тома, Готфридом Страсбургским.
4. Особенность ситуации, в которую поставлены герои, концепция их чувств.
5. Функция символов и аллегорий в раскрытии идейного содержания романа.

Литература
Тексты
• Беруль. Роман о Тристане//Легенда о Тристане и Изодльде. М.,1976, С.19-103.
• Тома. Роман о Тристане // Легенда о Тристане и Изольде. М.,1976, С.116-186.
• Готфрид Страсбургский. Тристан // Легенда о Тристане и Изольде.М., 1976,
• С. 186-206.
Исследования
• Михайлов А.Д. История легенды о Тристане и Изольде // Легенда о Тристане и Изольде. М.,1976, С.623- 698.
• Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М.,1975.

Задания
Прочитайте статью А.Д.Михайлова и ответьте на вопросы:
1. Рассмотрите графическое изображение сюжета легенды и ее инвариантов, предложенное Михайловым:

                    Женитьба Марка        Изгнание Тристана

                 Любовный напиток          Женитьба Тристана

           Изольда узнает Тристана      Изольда узнает об «измене» Тристана

        Бой с драконом                                Бой с великаном

     Знакомство с Изольдой                        Тристан –нищий

   Бой с Морхольтом                                    Бой с рыцарями Марка

 Бой с Морганом                                             Последний бой

   Норвежские купцы                                              Корабль Каэрдина

Рождение                                                              Смерть

Ривален и Бланшефлер                                               Чудо с деревьями


2. Выделите симметричные пары предлагаемой схемы и выявите внутреннюю гармонию развития сюжета и его эпизодов.
3. Какие качества характера Тристана выделяет автор статьи?
4. Согласны ли вы с утверждением А.Д.Михайлова, что море в этой легенде становится «символом очень емким и многозначным»?
5. Какова концепция любви, изображенная в легенде, у Беруля ?
6. Как вы думаете, почему А.Д.Михайлов считает, что применительно к роману Тома можно говорить « о «куртуазных» приемах раскрытия любовного чувства, но не о куртуазной концепции любви»?
7. Каким образом в романе Готфрида страсбургского оспариваются куртуазные идеалы?
8. Почему Готфрида Страсбургского, по сравнению со скупым лаконичным Тома можно назвать «изощренным живописцем»?


АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Занятие 6.
АНТИЧНЫЙ РОМАН.
ЛОНГ «ДАФНИС И ХЛОЯ»,
АПУЛЕЙ «МЕТАМОРФОЗЫ, ИЛИ ЗОЛОТОЙ ОСЕЛ»


1. Понятие о романе. Условность обозначения античных повествовательных текстов термином «роман».
2. Греческий авантюрный роман и его топика.
3. Своеобразие романа Лонга «Дафнис и Хлоя» в ряду других греческих романов.
4. Отличия римского романа от греческого.
5. «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея
1) фольклорно-сказочные мотивы в романе;
2) роль вставных новелл. Сказка об Амуре и Психее: аспекты прочтении ее содержания;
3) функции символов и аллегорий в раскрытии идейного содержания романа;
4) художественное воплощение философских концепций Платона в романе.

ЛИТЕРАТУРА
• Античный роман. Сб. статей. М.,1969.
• Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. М.,1975. С.,234-271.
• Полякова С. Об античном романе // Тацит. Лонг. Петроний. Апулей. М.,1969. С.5-20

Вопросы для углубленного исследования фрагментов текста изучаемых художественных произведений

Лонг. Дафнис и Хлоя (фрагменты 13 – 19)
Прочитайте отрывки из романа Лонга «Дафнис и Хлоя». Приведите примеры ритмики повествовательного стиля Лонга и ответьте на следующие вопросы:
1. Какие симптомы пробудившегося в героях любовного чувства выделяет автор?
2. Что общего в ощущениях героев?
3. Какую роль в развитии этих чувств играет природа?
4. Какие черты пасторального романа проявляются в предложенных фрагментах?

Боннар А. Греческий роман
Ознакомьтесь с отрывком из книги А.Боннара «Греческая цивилизация», посвященным роману Лонга (С.639-643). Ответьте на вопросы и выполните задания.
1. Согласны ли вы с мнением А.Боннара. что античный роман был «одной из форм бегства»?
2. Если да, то аргументируйте: бегства от чего?
3. Найдите в тексте романа свидетельства того, что природа – «сообщница любви», как утверждает Боннар.
4. Оцените ритмику романной фразы в переводе С.Кондратьева. Приведите примеры поэтической рифмовки фраз.


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
АНТИЧНОСТЬ
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Художественные произведения, рекомендуемые для обязательного чтения
Учебники, учебные пособия
Хрестоматии, семинарии, практикумы
Научно-исследовательская литература
Библиографическая и справочная литература

Чтобы ознакомиться со списком, нажмите на ссылку в заглавии материала.


АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Занятие 5.
РИМСКИЙ ЭПОС. «ЭНЕИДА» ВЕРГИЛИЯ

1. Мифологическая основа поэмы. Идеологическое значение мифа об Энее для эпохи императора Августа.
2. Синтез мифа и истории в поэме. События и лица римской истории и способы их введения в текст поэмы.
3. Морские странствия героя. Эней и Одиссей.
4. Четвертая книга поэмы. Эней и Дидона.
5. Шестая книга поэмы, ее роль в развитии истории героя.
6. Италийский период деятельности героя. Эней как человек судьбы.
7. Вергилий и Гомер. Своеобразие эпоса Вергилия.

ЛИТЕРАТУРА
Обязательная
• Гаспаров М. Вергилий – поэт будущего //Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М.,1979.
• Ошеров С.А. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия //Античность и современность. М.,1972. С.317-329.
• Топоров В. Эней – человек судьбы. М.,1993.
• Шервинский С. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М.,1971.

Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых художественных произведений

«Энеида». Книги IV и VI
Ответьте на поставленные вопросы:
1. Насколько различно отношение героев к предстоящей разлуке?
2. Как приведенный диалог характеризует индивидуальность героев и намечает дальнейший ход событий?
3. Какую роль в VI кн. «Энеиды» играют Сивилла и золотая ветвь?
4. Какой образ времени и пространства создает Вергилий с целью воплощения идеи метемпсихоза?
5. Как устами Анхиза определяется историческая миссия римского народа?
6. Какую роль «путешествие в Аид» играет в общей истории героя?

С.А.Ошеров. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия
Ответьте на поставленные вопросы:
1. Разделяете ли вы мнение С.Ошерова, что Вергилию не удалось сделать исход конфликта между Энеем и Дидоной достаточно убедительным и для читателя страсть Дидоны остается «Существеннее и ценнее, чем миссия главного героя»?
2. Согласны ли вы с оценкой С.Ошеровым VI кн. как «переломной» в общей истории героя?
3. Как вы понимаете слова Энея, обращенные к Асканию, в которых герой подытоживает свою судьбу:
Учись у меня трудам и доблести, сын мой,
Быть счастливым учись у других.

В.Топоров. Эней – человек судьбы
Подумайте над следующими вопросами:
1. Какой смысл вкладывает В.Топоров в понимание «хтонизма» героя?
2. Какие сходные эпизоды у Гомера и Вергилия сравнивает В.Топоров? Согласны ли вы с их комментарием?
3. Находите ли вы удачным определение Энея как «человека судьбы»?

Ф.Зелинский. Из жизни идей. Спб.,1995.
Мотив разлуки (фрагмент) С. 402-409

Ознакомьтесь с фрагментом статьи Ф.Зелинского, где сравнивается IV песнь «Энеиды» и «Послание Дидоны» Овидия. Ответьте на вопросы и выполните задание:
1. Как объясняет Ф.Зелинский различия в образах героинь у Вергилия и Овидия?
2. Почему общий замысел поэмы Вергилия требовал именно такого характера героини?
3. Как повлияла на образы героинь жанровая специфика каждого из произведений?
4. Приведите свои примеры в подтверждение или опровержение (в зависимости от вашей позиции) суждений Ф.Зелинского.

А.Ахматова. «Не пугайся – я еще похожей»
Прочитайте стихотворение А.Ахматовой. Подумайте над следующими вопросами:
1. С чем связано обращение А.Ахматовой к образам Энея и Дидоны?
2. Как соотносит А.Ахматова ценности страсти и исторической миссии вкупе со связанной с нею славой?
3. Почему А.Ахматова выбирает для эпиграфа именно эти строки из «Энеиды»?

Против воли я твой, царица, берег покинул.
«Энеида», книга шестая

Не пугайся, - я еще похожей
Нас теперь изобразить могу,
Призрак ты – иль человек прохожий,
Тень твою зачем-то берегу.

Был недолго ты моим Энеем,
Я тогда отделалась костром,
Друг о друге мы молчать умеем,
И забыл ты мой проклятый дом.

Ты забыл те, в ужасе и в муке,
Сквозь огонь протянутые руки
И надежды окаянной весть.

Ты не знаешь, что тебе простили…
Создан Рим, плывут стада флотилий
И победу славословит лесть.

И.Бродский. Дидона и Эней
Ознакомьтесь со стихотворением И.Бродского и подумайте над рядом поставленных вопросов:
1. Почему в самом тексте стихотворения имена Энея и Дидоны не употребляются?
2. Какие реминисценции из «Энеиды» встречаются в образах стихотворения?
3. В чем смысл особого выделения последней строки?
4. Можно ли отнести это стихотворение И.Бродского к образцам философской лирики?

Великий человек смотрел в окно,
а для нее весь мир кончался краем
его широкой, греческой туники,
обильем складок походившей на
остановившееся море.

Он же
смотрел в окно, и взгляд его сейчас
был так далек от этих мест, что губы
застыли. Точно раковина, где
таится гул, и горизонт в бокале
был неподвижен.
А ее любовь
была лишь рыбой – может, и способной
пуститься в море вслед за кораблем
и, рассекая волны гибким телом,
возможно, обогнать его… но он –
он мысленно уже ступил на сушу.
и море обернулось морем слез.
но, как известно, именно в минуту
отчаянья и начинает дуть
попутный ветер. И великий муж
покинул Карфаген.
Она стояла
перед костром, который разожгли
под городской стеной ее солдаты,
и видела, как в мареве костра,
дрожавшем между пламенем и дымом,
беззвучно распадался Карфаген
задолго до пророчества Катона.

Т. Элиот. Что такое классика?
Вопросы литературы. 1988. №8. С.191-199

Ознакомьтесь с фрагментом эссе англо-американского поэта Т.С.Элиота. С этим текстом он обратился к членам Общества Вергилия, созданного в 1944 г. при Лондонском университете.
Подумайте над следующими вопросами:
1. Какую характеристику понятия «классика» предлагает в своем эссе Т.С.Элиот?
2. Согласны ли вы с Элиотом, что Вергилий как никто другой соответствует этой характеристике?
3. Какой смысл вкладываете вы в понятие «классик», «классика»?
4. Разделяете ли вы мнение Элиота об «истощающем» воздействии классики?


АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Занятие 4.
ДРЕВНЕАТТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ АРИСТОФАНА


1. Происхождение древней аттической комедии и особенности ее структуры
2. Эпоха Аристофана в зеркале его комедий:
1) тема войны и мира в комедиях Аристофана («Ахарняне», «Мир», «Лисистрата»),
2) тема власти и народа («Всадники»),
3) философские и педагогические идеи времени («Облака»).
3. «Лягушки» Аристофана. Мастерство комедиографа:
1) условно-фантастический характер фабулы,
2) пародийный элемент в комедии, гротеск и карикатура образов,
3) агоны и их роль в понимании эстетической позиции автора,
4) функции и образ хора.
4. Значение Аристофана в истории европейской комедийной традиции.

ЛИТЕРАТУРА
Основная
• Головня В.В. Аристофан. М.,1955.
• Соболевский С.И. Аристофан и его время. М.,1957.
• Штейн А.Л. Веселое искусство комедии. М.,1990.
• Ярхо В.Н. Аристофан. М.,1954.

Дополнительная
• Боннар А. Смех Аристофана // Боннар А. Греческая цивилизация. М.,1994, Т.2. Гл. VIII.
• Ярхо В., Полонская К. Античная комедия. М.,1979.

Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых художественных произведений

«Облака» (Эписодий VII и VIII. Агон II)

1. Как в приведенных диалогах проявляется софистический принцип аргументации?
2. Как при этом меняются положение и роль главного героя?
3. Какова в эписодиях роль хора?

«Лягушки» (Агон)
1. Как проявляется в приведенном фрагменте структурное назначение агона?
2. Почему комедия содержит большой, разросшийся агон?
3. Какова в агоне роль бога театра Диониса?
4. Какие слабые места усматривают спорящие драматурги в прологах друг у друга?
5. Какую взаимную оценку получают у них хоровые партии?
6. В чем вы видите роль хора в трагедии и комедии?

Гаспаров М.Л. «Занимательная Греция». М.,1995. С. 195 – 198.
Прочтите статью «Комедия судит трагедию» из книги М. Гаспарова «Занимательная Греция». Подумайте над вопросами:
1. Почему комедия «судит» трагедию, а не наоборот? Как это связано со спецификой жанров?
2. Каков критерий оценки драматургии Эсхила и Еврипида, с которым соглашаются оба поэта?
3. Как оценивается драматургия Эсхила и Еврипида со стороны содержания и формы?
4. Какова эстетическая позиция самого автора? Каким образом она выражена в комедии?

А. Боннар. Смех Аристофана
Ознакомьтесь с суждениями об Аристофане и своеобразии его комедий известного швейцарского ученого А.Боннара , автора знаменитого труда «Греческая цивилизация». Опираясь на прочитанный текст, ответьте на вопросы :
1. Приведите примеры из комедий Аристофана, свидетельствующие о «земледельческих» симпатиях автора.
2. Какие из аристотелевских героев, на ваш взгляд, подходят под определение А.Боннара – «персонажи-гибриды»?
3. Подтвердите наблюдениями над текстом аристофановских комедий, что его комедия и сатирична и лирична.


АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Занятие 3.
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ.
«ОРЕСТЕЯ» ЭСХИЛА
КАК ОДНО ИЗ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ ЖАНРА


1. Устройство греческого театра и театральных представлений.
2. Происхождение греческой трагедии и ее структура.
3. Эсхил как «отец трагедии». Его вклад в развитие жанра. Общая характеристика трагедий, созданных до «Орестеи».
4. Миф об Атридах как основа трилогии.
5. Рассмотрение каждой из частей трилогии в связи с остальными.
6. Наиболее важные вехи обработки мифа об Атридах в последующей драматургической традиции.
7. Основания активного обращение к трилогии Эсхила в современную эпоху.

ЛИТЕРАТУРА
Обязательная
• Гусейнов Г.Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. М.,1982.
• Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. М.,1990.
• Ярхо В.Н. Эсхил. М.,1958.

Дополнительная
• Античность и современность сквозь призму мифа об Атридах.М.,1996.
• Боннар А. Трагедия, Эсхил, Рок и справедливость// Греческая цивилизация.
• М.,1958. Кн. 1.
• Головня В.В. История античного театра. М.,1972.

Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых художественных произведений

Эсхил «Орестея» (пер. С.Апта)
«Орестея» («Агамемнон». Эписодий IV, Коммос)

1. Какие черты «вечного образа» Кассандры воплощены в приведенном диалоге?
2. Какая ритуальная модель определяет своеобразие художественной образности рассматриваемого драматического фрагмента?

«Орестея» («Хоэфоры». Эписодий III, Стасим III)
1. Как проявились в указанном эписодии выразительные возможности стихомифии? Найдите в тексте «Орестеи» другие примеры стихомифии. Каковы основания обращения к ней?
2. Изменилась ли роль хора в этом эписодии?

«Орестея» («Эвмениды». Коммос II)
1. Как в речах Афины проясняется название этой части трилогии?
2. Почему именно богине Афине отведена в этой части ведущая роль?
3. Почему в этом месте трилогии драматургу понадобился именно коммос?


АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Занятие 2.
ГОМЕРОВСКИЙ ЭПОС


1. Понятие об эпосе. Социально-историческая основа эпоса. Своеобразие эпической фабулы и эпического героя.
2. Сюжетная основа гомеровских поэм, их композиционное единство.
3. Принципы эпической характеристики героев «Илиады» и «Одиссеи».Зарождение индивидуальной характеристики у Гомера.
4. Люди и боги в поэмах Гомера. Своеобразие изображения богов в поэмах.
5. Человек и судьба в произведениях Гомера. Боги и судьба.
6. Гуманизм Гомера в решении темы войны и мира, отношении к человеку.
7. Значение поэм Гомера для греческой и последующей европейской культуры. Суждения о Гомере в последующие века. Эссе С.Вейль как пример одной из оценок, принадлежащих ХХ в.

ЛИТЕРАТУРА
• Вейль С. «Илиада», или Поэма о Силе // Новый мир. № 6. 1990. С. 250-260.
• Лосев А.Ф. Гомер. М.,1960.
• Мелетинский Е. Происхождение героического эпоса. М.,1963.
• Шталь И.В. Гомеровский эпос. М., 1975.
• Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М.,1983.

Вопросы для более глубокого исследования фрагментов изучаемых
художественных текстов

«Илиада». Песнь XVIII. Описание щита Ахилла.
Внимательно прочитайте отрывок из XVIII песни «Илиады».
Ответьте на следующие вопросы:
1. Что отличает масштаб и характер представленных на щите картин и событий?
2. На каком основании щит Ахилла приобрел в истории культуры значение символа красоты и многообразия мира?
«Илиада». Песнь XXIV. Приам в ставке Ахилла.
1. Как реализована в приведенной сцене идея единства человеческого жребия?
2. Выскажите мнение о художественной роли пластики героев.
3. Что в указанном отрывке в большей степени определяет поведение героев: веление богов или собственный сердечный порыв? Аргументируйте свое мнение примерами из текста.

«Одиссея». Песнь XIX (фрагмент ст. 385-475)
Прочитайте фрагмент Песни XIX из «Одиссеи» Гомера и примените понятие «ретардация» к анализу указанной сцены.
Ответьте на вопрос, в чем проявилось «внешнее, вещественное изображение психики» (А.Ф.Лосев) в приведенном фрагменте?
А.Ф.Лосев. Принципы стиля Гомера
Прочтите фрагменты монографического труда А.Ф.Лосева «Гомер». Опираясь на материал прочитанного, ответьте на вопросы и выполните указанные задания:
1. Какие особенности повествовательного стиля Гомера выделяет Лосев?
2. Подберите из текста гомеровских поэм сои примеры «внешнего изображения внутренних переживаний в эпосе.
3. Приведите характерные высказывания гомеровских героев о действии судьбы.

О.Мандельштам. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»
Прочитайте стихотворение О.Мандельштама. Подумайте над вопросами:
1. Почему образ кораблей открывает экспозицию стихотворения и превращается в «длинный выводок» и «поезд журавлиный»?
2. Прокомментируйте строчки: «На головах царей божественная пена…»
3. Охарактеризуйте образ Елены в гомеровском тексте и сравните со звучанием его в рассматриваемом стихотворении.
4. Море и Гомер тесно слиты в поэтическом тексте Мандельштама.
Какие основания для этого дает сам текст гомеровских поэм?

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи, -
На головах царей божественная пена, -
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер – все движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.


АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Занятие 1.
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ


1. Понятие о мифе. Особенности мифологического мышления.
2. Аналитическая психология о мифе. Мифологические архетипы. Труды К.Юнга об архетипе.
3. Классификация мифологических сюжетов. Мифы космогонические, антропогонические, аграрные, героические и т.д.
4. Своеобразие античной мифологии. Древнегреческая теогония. От Хаоса к Космосу. Титаны и олимпийцы.
5. Героические мифы и мифы о культурном герое.
6. Аполлонизм как специфика древнегреческой культуры. Боги и мифологические герои, связанные с миром творчества. Аполлон, музы, Дионис, Орфей и др.
7. Историко-культурное значение античной мифологии.

ЛИТЕРАТУРА
• Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992.
• Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).
• Мифы народов мира: В 2т. М., 1980 (и последующие издания)
• Овидий. Метаморфозы. М., 1972.
• Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.,1957.
• Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.,1995.
• Тахо-годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах и символах. М.,1998.
• Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Спб., 1998.
• Юнг К. Архетип и символ. М.,1991.


ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ


Составлены в соответствии с ГОСТ 7.1 "Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления". Для просмотра правил оформления нажмите на название этого материала.
Чтобы прочитать правила, нажмите на заглавие материала.
Нормативные документы | Просмотров: 16085 | Добавил: EnforcerKZ | Дата: 08.10.2008 | Комментарии (0)

В социологическом опросе приняло участие 110 человек с 1 – 4 курсов бакалавриата. Студенты называли очень много разных качеств, которые должны быть, по их мнению, у идеального преподавателя. Здесь мы приводим наиболее популярные варианты ответов.

Итак, идеальный преподаватель – это человек:
1. Умеющий преподнести свой предмет – 31%.
2. Тактичный и отзывчивый – 21%.
3. Умный, знающий свой предмет – 14%.
4. Весёлый, оптимистичный – 12%.
5. Строгий, требовательный – 7%.
6. Идеальных нет – 6%.
7. Обаятельный – 5%.
8. Незагружающий – 4%.

Диаграмма к статье

Социологический опрос проводили Зубкова Виктория, Иванова Дарья, Игнатьева Марина, Тодирел Аня, Беспаленко Нина

Свободные темы | Просмотров: 2916 | Добавил: ALAman | Дата: 14.03.2007 | Комментарии (0)

Далеко
не во всех вузах серьёзно учат писать по-русски. Однако в школе учились
все. По-крайней мере, я так думал. Как же я был наивен!!!
 
Честно
говоря, если бы я своими глазами не видел эту, с позволения сказать,
"объяснительную", я бы ни за что не поверил в её подлинность. Тем
более, что некоторые обороты подозрительно напоминают фразы с ресурса
Удава.
 
Смотрим и ужасаемся. Куда мир катится...
 
http://nso-p.ucoz.ru/pictures/ob-snit.jpg (откроется в новом окне)


Свободные темы | Просмотров: 1069 | Author: Коул | Добавил: Коул | Дата: 10.03.2007 | Комментарии (0)

ИНТЕРВЬЮ С РЕКТОРОМ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА РУССКОГО ЯЗЫКА имени А.С. ПУШКИНА,

ДОКТОРОМ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК,
ДОКТОРОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК,
ПРОФЕССОРОМ

ЮРИЕМ ЕВГЕНЬЕВИЧЕМ ПРОХОРОВЫМ


Какое Ваше первое впечатление о 1 курсе?

Первое впечатление о курсе можно составить только после первой сессии, только тогда будет что-то понятно. А так курс, по-моему, хороший, на занятия ходит аккуратно, преподаватели довольны. По тому, как курс поступал, мне кажется, что он должен быть довольно сильным.
Вы, наверное, помните, как Вы поступали, что Вам больше всего запомнилось?
Во время поступления не до интересных случаев, поскольку обстановка очень нервная; единственное, что я точно помню: мне дали экзаменационный лист под номером тринадцать и спросили, как я к этому отношусь. Я сказал, что положительно к этому отношусь, что число «13» негативных эмоций во мне не вызывает, и, так как потом в этом листе оказалось четыре пятёрки, то число «13» оказалось не таким уж и плохим.

Почему Вы выбрали филологию?
У меня папа был филолог, а уже в осмысленном возрасте понял, что мне было бы интересно пойти в филологию, хоть я и закончил математическую школу.
Чем наш институт кардинально отличается от других вузов?
Мы узко профильные, у нас одна специальность, у нас всё направлено на это. Тот же РУДН, имеющий филфак, имеет ещё множество факультетов, и там ты можешь встретиться с иностранцами, которые не очень будут связаны с твоей профессией. Мы же все как бы в одной профессии, при том, что здесь есть и нефилологи, и гуманитарии, и чистые филологи. С первого дня поступления в этот институт в определённой степени начинаешь соприкасаться с профессией: просто, когда в первый день идёшь по коридору, а навстречу идёт иностранец и пытается что-то спросить, ты уже должен найти варианты, как ему это объяснить – может, взять его за руку и отвести, может, попытаться попроще ему это объяснить, а это уже некий профессиональный подход.
Когда впервые заходишь в институт, у тебя сразу возникает ощущение семейности, которого нет в других вузах. Как Вы думаете, чем оно создаётся?
Это создаётся многими причинами: во-первых, некоторые традиции, во-вторых, мы не очень большой институт – с учётом постоянного контингента. Мы здесь все вместе. Плюс ко всему постоянное наличие иностранцев, которым в каждый момент хочется помочь: он и так в стрессовой ситуации, ему и так тяжело, он в другой действительности, в другой культуре, у него всё другое, еда другая, вокруг он что-то понимает, что-то не понимает. И нужно создать состояние благоприятное для него, поэтому вы видите, что у нас масса народа улыбается, когда говорит с иностранцами. Этой атмосфере и они нас немного обучают, то есть мы уже привыкли, чтобы всё было максимально доброжелательно. Мы же все по одним коридорам ходим, если меня кто-то о чём-то спросит, то я, естественно, остановлюсь и отвечу. На всех курсах есть студенты, которых я знаю по именам – это тоже создаёт взаимопонимание. Можно к декану подойти, к проректору подойти, к ректору подойти, то есть у нас нормальная атмосфера, нет такой уж очень большой дистанции, какая бывает в крупном вузе, хотя три тысячи иностранцев – это много.
Как Вы считаете, каковы перспективы нашего института, что даёт наша профессия филолога?
Она даёт очень многое и с разных точек зрения. Во-первых, это хорошая подготовка в области русского языка и литературы, то есть наш выпускник-бакалавр может преподавать русский язык и русскую литературу как родные. Кроме того, магистратура даёт специализацию по РКИ, у выпускника появляется ещё одна профессия, потому что при всей схожести они немного разные. А третье – все, кто учатся в нашем институте, привыкают работать с иностранной аудиторией, это тоже важно, так как это расширяет кругозор, даёт знание других традиций, особенностей других стран, других народов, другой культуры, а это в современном мире пригодится всегда. Ведь мир уже не замкнутый, как раньше был, теперь он открытый, и куда бы ни поехал выпускник нашего института, он с уверенностью сможет сказать: «Ну, с этим я уже встречался».
Ваши пожелания первому курсу.
Первому курсу особое пожелание: как можно быстрее понять, что это другая модель обучения. Очень часто кажется, что, в отличие от школы, тебя особо и не спрашивают, и вроде бы легче, а на самом деле нет, так как тот объём знаний, который надо пройти в семестр, очень большой, именно в филологии. Надо очень много книжек прочитать, поэтому лучше как можно быстрее перестроить себя на то, что каждый-каждый день нужно что-то читать, что-то делать, заниматься чем-то. Прочитать всё перед сессией нельзя. Это не один учебник, хотя один учебник есть всегда, но к нему ещё 50 текстов по 500 страниц. Главное – осознать, что впереди очень короткий промежуток времени.
Это так кажется, что впереди ещё 4 года – впереди всего 4 года, и пролетят они с такой скоростью, что потом только будешь думать, откуда у тебя взялись тройки. Тем более, если ты хочешь учиться дальше. Потому что уже через четыре года в магистратуру идёт отбор, и если на первом - втором курсе нахватал троек, то сразу возникает вопрос: а брать ли тебя дальше? Помните: впереди всего четыре года.

Материал подготовил Олег Федосеев
Свободные темы | Просмотров: 947 | Добавил: ALAman | Дата: 20.02.2007 | Комментарии (0)

В этой рубрике собраны забавные высказывания учителей, студентов, учеников школ. Это и описки, и интересные выражения. Очень любопытно на лекциях и семинарах в вузе и на уроках в школе отслеживать «фразеологизмы». Надо сказать спасибо энтузиастам, делающим это, ведь без них не было бы золотого фонда перлов. Но, пожалуйста, помните, что не ошибается тот, кто ничего не делает, можно даже сказать немного иначе: не оговаривается и не описывается тот, кто ничего не говорит и не пишет.


Для ознакомления с полной версией материала нажмите на его заголовок.

Свободные темы | Просмотров: 1630 | Добавил: ALAman | Дата: 10.02.2007 | Комментарии (0)

Интервью с заместителем декана по научной работе,
кандидатом филологических наук,
доцентом кафедры общего и русского языкознания, руководителем Научного студенческого общества
Татьяной Вячеславовной Нестеровой

 

С какой целью было создано НСО?

НСО помогает ребятам реализовать свой научный потенциал. Студенты учатся писать свои первые научные труды, делать научные доклады, принимают участие в конференциях. Можно с уверенностью сказать, что НСО – это «кузница» научной элиты филфака.

Что конкретно даёт ребятам научная деятельность в институте? Каково на данный момент состояние научной деятельности студентов в нашем институте?

Ребята учатся писать курсовые работы, выпускные бакалаврские работы, магистерские диссертации. По мере продвижения от одного жанра к другому совершенствуются их навыки создания научных текстов, повышается профессионализм. Делая научные публикации, студенты повышают свой рейтинг при поступлении в магистратуру и аспирантуру. Опыт показывает, что студенты, занимающиеся научной деятельностью, лучше защищаются и сдают госэкзамены. Студенты принимают активное участие в написании пособий, учебников, лучшие  стажируются в других странах, где ведут активную научную и учебную деятельность, многие выпускники стали сотрудниками кафедр института. Лучшие выпускники востребованы на рынке труда.

В апреле 2006 года 40 лет со дня основания института. Как проявится это в деятельности НСО?

Каждый год у нас проходит конкурс студенческих работ, в части этого конкурса есть номинация – творческие работы студентов. Мы обратились к студентам с просьбой сделать какие-либо творческие работы на эту тему. Кроме того, в рамках VII Кирилло-Мефодьевских чтений, которые состоятся в мае 2006 года, будет работать пушкинская секция, где ребята смогут реализовать свои научные идеи.

Для старших курсов очень актуально сейчас написание курсовых и дипломных работ. Какие советы Вы могли бы дать студентам при их написании?

Нами разработано положение о курсовой работе, выпускной, квалификационной работе и магистерской диссертации. В этих положениях подробно описаны требования, предъявляемые к этим научным исследованиям, их критерии оценивания и правила оформления. Все студенты должны обязательно ознакомиться с этими положениями и чётко им следовать. Все экземпляры положений находятся в деканате филфака, у меня (комн. 247), у заведующих кафедрами и на сайте НСО.

Как сейчас обстоит ситуация с выбором дисциплины, по которой можно писать диплом? Как «бороться» с ситуацией, когда из-за боязни не сдать госэкзамен, предвзятости преподавателей, студенты выбирают малоинтересующую их тему? А результат: диплом-отписка.

Право выбора темы и научного руководителя всегда остаётся за студентом. Если студент из-за ложной боязни не сдать госэкзамен выбирает «удобную» для него тему диплома, «наступая на горло собственной песне» он, в конечном итоге, проигрывает. Работать с неинтересной темой трудно и бесперспективно. Научную работу придётся защищать.

Что для вас сильный или слабый курс?

Сильный курс – это тот курс, который мыслит, который хочет учиться, который неординарно подходит к решению каких-либо проблем и который умеет выражать свою точку зрения по тому или иному вопросу. Кроме того,  сильный курс проявляет интерес не только к дисциплинам учебного характера, но и выходит за рамки этих дисциплин.

Как при такой занятости вы остаётесь всегда энергичной, экстравагантной и деятельной?

В один ряд экстравагантная, энергичная и деятельная, как правило, не помещают. Это своеобразный комплимент, но всё равно спасибо. Скорее всего это, во-первых, многолетняя закалка, во-вторых, это особенности характера а, в-третьих, деваться некуда: взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Скоро Новый год. Что Вы ждёте от него?

Хочется, чтобы в Новом году все реализовали свои планы, в том числе и научные.


Материал подготовил Олег Федосеев.

Свободные темы | Просмотров: 1100 | Author: Олег Федосеев | Добавил: ALAman | Дата: 10.02.2007 | Комментарии (0)

Lapsus linguae или Слово – не воробей…


Вашему вниманию – смешные фразы (приколы или же оговорки) профессоров Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина.
Свободные темы | Просмотров: 3653 | Добавил: EnforcerKZ | Дата: 27.01.2006 | Комментарии (0)

1-20 21-25
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика