Научное студенческое общество Государственного института русского языка имени А.С. ПушкинаСостав НСО 2011 года


Пятница, 19.04.2024, 12:47:20
Начало Регистрация Вход
Вы вошли как "Гость"
Меню сайта
Категории каталога
Зарубежная литература: Античность и Средневековье (к.ф.н., доц. Петривняя Е.К.) [12]
Материалы к курсу "История зарубежной литературы: Античность и Средневековье" (литература Древней Греции, Древнего Рима, западноевропейская литература Средних веков): перечень художественных произведений для обязательного изучения; учебники, учебные пособия, хрестоматии, научная литература; планы практических занятий; темы контрольных работ; экзаменационные вопросы Составитель: кандидат филологических наук, доцент ПЕТРИВНЯЯ Елена Капитоновна
 Статьи
Главная » Статьи » Учебно-методические и научные материалы » Зарубежная литература: Античность и Средневековье (к.ф.н., доц. Петривняя Е.К.)

Практические занятия > Занятие 2. ГОМЕРОВСКИЙ ЭПОС
АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Занятие 2.
ГОМЕРОВСКИЙ ЭПОС


1. Понятие об эпосе. Социально-историческая основа эпоса. Своеобразие эпической фабулы и эпического героя.
2. Сюжетная основа гомеровских поэм, их композиционное единство.
3. Принципы эпической характеристики героев «Илиады» и «Одиссеи».Зарождение индивидуальной характеристики у Гомера.
4. Люди и боги в поэмах Гомера. Своеобразие изображения богов в поэмах.
5. Человек и судьба в произведениях Гомера. Боги и судьба.
6. Гуманизм Гомера в решении темы войны и мира, отношении к человеку.
7. Значение поэм Гомера для греческой и последующей европейской культуры. Суждения о Гомере в последующие века. Эссе С.Вейль как пример одной из оценок, принадлежащих ХХ в.

ЛИТЕРАТУРА
• Вейль С. «Илиада», или Поэма о Силе // Новый мир. № 6. 1990. С. 250-260.
• Лосев А.Ф. Гомер. М.,1960.
• Мелетинский Е. Происхождение героического эпоса. М.,1963.
• Шталь И.В. Гомеровский эпос. М., 1975.
• Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М.,1983.

Вопросы для более глубокого исследования фрагментов изучаемых
художественных текстов

«Илиада». Песнь XVIII. Описание щита Ахилла.
Внимательно прочитайте отрывок из XVIII песни «Илиады».
Ответьте на следующие вопросы:
1. Что отличает масштаб и характер представленных на щите картин и событий?
2. На каком основании щит Ахилла приобрел в истории культуры значение символа красоты и многообразия мира?
«Илиада». Песнь XXIV. Приам в ставке Ахилла.
1. Как реализована в приведенной сцене идея единства человеческого жребия?
2. Выскажите мнение о художественной роли пластики героев.
3. Что в указанном отрывке в большей степени определяет поведение героев: веление богов или собственный сердечный порыв? Аргументируйте свое мнение примерами из текста.

«Одиссея». Песнь XIX (фрагмент ст. 385-475)
Прочитайте фрагмент Песни XIX из «Одиссеи» Гомера и примените понятие «ретардация» к анализу указанной сцены.
Ответьте на вопрос, в чем проявилось «внешнее, вещественное изображение психики» (А.Ф.Лосев) в приведенном фрагменте?
А.Ф.Лосев. Принципы стиля Гомера
Прочтите фрагменты монографического труда А.Ф.Лосева «Гомер». Опираясь на материал прочитанного, ответьте на вопросы и выполните указанные задания:
1. Какие особенности повествовательного стиля Гомера выделяет Лосев?
2. Подберите из текста гомеровских поэм сои примеры «внешнего изображения внутренних переживаний в эпосе.
3. Приведите характерные высказывания гомеровских героев о действии судьбы.

О.Мандельштам. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»
Прочитайте стихотворение О.Мандельштама. Подумайте над вопросами:
1. Почему образ кораблей открывает экспозицию стихотворения и превращается в «длинный выводок» и «поезд журавлиный»?
2. Прокомментируйте строчки: «На головах царей божественная пена…»
3. Охарактеризуйте образ Елены в гомеровском тексте и сравните со звучанием его в рассматриваемом стихотворении.
4. Море и Гомер тесно слиты в поэтическом тексте Мандельштама.
Какие основания для этого дает сам текст гомеровских поэм?

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи, -
На головах царей божественная пена, -
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер – все движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

Категория: Зарубежная литература: Античность и Средневековье (к.ф.н., доц. Петривняя Е.К.) | Добавил: ALAman (11.09.2009)
Просмотров: 7552 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 6
1 еернее  
0
angry а где ответы? angry

2 ALAman  
0
еернее
Ответы - у самого Гомера и в творчестве других авторов, в рекомендованной научной литературе и учебных пособиях и, наконец, в лекциях преподавателя.

3 Ален@чка  
0
это задница!. Я так надеялась на Марциала, на его испанское происхождение, а как узнала про его паразитический образ, выпала в осадок. К тому же, может меня и обвинит кто-либо во всех смертных грехах, но... я считаю, что Вергилий это...плохой античный автор... его "энеида" интересна кому угодно, но только не мне!!!

4 Shit_happens  
0
Фу, Ален@чка, будьте любезны не выражаться...
И знаете, люди часто делают то, что им не нравится, привыкайте.

5 лёльчик  
0
люди где можно найти ответы по Гомеровскому эпосу

6 ALAman  
0
А ответы на вопросы по гомеровскому эпосу нужно искать либо в "Одиссее" и "Илиаде", либо в указанной литературе. Учитесь анализировать информацию самостоятельно - это важно не только для учебы, но и для дальнейшей жизни wink

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика