«МОСКВА
- ПЕТУШКИ» Вен.Ерофеева как явление «новой прозы»
1. Писатель обозначил жанр
своей книги как «поэма». Вспомните, какое другое известное вам прозаическое
произведение русской литературы имеет такой же подзаголовок. Объясните, какие
возможности открывает перед писателем этот жанр.
2. Сюжет поэмы Вен.Ерофеева -
путешествие. Назовите произведения русской и мировой классики (Данте, Афанасий
Никитин, А.Радищев, Н.Гоголь, А.Платонов), использующие этот сюжет. Прочитав
книгу Вен.Ерофеева, подумайте, как
преобразил писатель сюжет путешествия и
зачем.
3. Прочитайте комментарий
Ю.Левина к книге и покажите, как Вен.Ерофеев «снижает» смысл цитат из произведений других авторов.
Объясните, зачем это делается?
4. Сравните главку «Петушки.
Перрон» с последующим рассказом писателя
и покажите пророческий смысл сна героя.
5. В чем трагизм главы
«Петушки. Вокзальная площадь»? Покажите, что здесь использован прием монолога
«разорванного сознания», характерный для литературы ХХ века.
6. Прочитайте комментарий
Ю.Левина к главе «Петушки. Садовой
кольцо». Какую роль в главе играет библейский мотив?
7. Прочитайте комментарий
Ю.Левина к главе «Петушки. Памятник
Минину и Пожарскому». Как вы понимаете слова героя о том, что «Он обходил
Красную площадь стороной»? Кто этот Он? Почему именно в центре российской
столицы начинается убийство героя?
8. С кем сравнивает себя герой
поэмы в ее финале? Какую роль в главе
играет библейский мотив?
9. Покажите богоборческий пафос
поэмы в главке «Петушки. Неизвестный подъезд».
10. Охарактеризуйте
героя-повествователя (его соотнесенность с автором, с персонажами традиционной
советской литературы).
ЛИТЕРАТУРА
ЕрофеевВ. Москва-Петушки.
Левин Ю. Комментарий к поэме «Москва-Петушки» Вен. Ерофеева.
- М.-Берлин, 1996.
Дополнительная литература
Шмелькова Н. «Времени нет…»// Лит. обозрение. – 1992. - № 2.
Курицын В. «Мы с тобою на «А» и «Ю» // Новое лит. обозрение. –
1992. - № 1
Лейдерман
Н.Л., Липовецкий М.Н. «Москва-Петушки» Вен.Ерофеева // Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература:
Кн 2: Семидесятые годы. – М., 2001.