Кронгауз М.А.
Семантика: Учебник для вузов. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. 399с. В классических лингвистических учебниках (например, во "Введении в языковедение" А.А. Реформатского) есть разделы, посвященные фонетике, лексике, грамматике, а семантика незаслуженно забыта. Между тем еще со времен Дж. Локка говорили о самостоятельной науке, изучающее значение.
Максим Анисимович Кронгауз решил восполнить этот пробел и создал
учебник по семантике.
Учебник предназначен прежде всего лингвистам и филологам, т.к. в нем речь идет именно о лингвистической семантике. Тем не менее, автор считает необходимым рассказать и о других науках, в которых семантика является самостоятельным разделом, и о связях с ними лингвистики. Этой теме и посвящена I часть учебника ("Семантика в рамках других наук"), которая включает в себя следующие главы
1. Семиотика
2. Философия
3. Логика
4. Общая семантика.
Здесь рассматриваются корни этой науки, а также чрезвычайно интересные идеи и направления, как, например: семантика возможных миров, ситуационная семантика, теоретико-игровая семантика, а также рассказывается об идеях спорной науки – общей семантики и исправлении естественного языка. Этот раздел помогает шире взглянуть на эту науку.
Во II части ("Основные понятия и проблемы") рассказывается о главных понятиях семантики - значении и метаязыке, о функциях языка и изменении роли семантики в зависимости от использования языка в той или иной функции. Последняя глава этой части посвящена актуальной в современной лингвистике проблеме – связи семантики языка с культурой и мышлением. Здесь приводится знаменитая гипотеза Сепира – Уорфа, которая рассматривается на примере понятий времени и цвета.
В III части ("Значение языковых единиц") речь идет о семантике основных языковых знаков. Структура этой части соответствует структуре большинства естественных языков: рассматриваются морфемы, слова, предложения/высказывания, текст/дискурс и грамматические категории. В этой части автор использует интересные и наглядные примеры: так, например, в главе "Семантическое поле" описано почти идеальное с семантической точки зрения поле терминов родства.
Часть IV (" От смысла к знаку") посвящена рассмотрению практического материала - популярной сейчас семантической категории пола.
В V части ("Семантика в теориях и моделях текста") рассказывается о наиболее известных и значительных теориях и моделях языка, в частности, о модели "Смысл↔Текст".
Последняя часть учебника ("Расширения" семантики") отражает современную тенденцию сближения разных областей знаний и "прагматизации" лингвистики. Здесь рассматриваются: теория референции, теория речевых актов (связанные с философией и логикой) и особая междисциплинарная область знаний – прагматика. Отметим, что автор на протяжении всей книги подчеркивает, что лингвистическая семантика постепенно движется по направлению к прагматике, и считает это движение очень перспективным.
Учебник М.А. Кронгауза будет чрезвычайно полезен всякому, кто хочет усвоить основные понятия этой интересной, относительно молодой и активно развивающейся науки. Информация в учебнике выстроена в четкую систему.
В учебнике использован интересный практический материал, хотя немного ощущается его недостаток. Помимо классических примеров автор предлагает оригинальные семантические задачи, опирающиеся на одну из главных языковых способностей – понимание текста.
В учебнике уделяется особое внимание актуальным проблемам, современным тенденциям и открытым вопросам семантики, что делает его безусловно привлекательным для молодого исследователя. Несомненным достоинством книги являются достаточно полные списки литературы по основным разделам.
Приглашаем вас обсудить это издание на нашем форуме.