ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВЗанятие 2. РЫЦАРСКИЙ РОМАН « ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА» План 1. Основные жанровые признаки рыцарского романа. 2. Цикл сюжетов «бретонских» или «артуровских» романов. 3. Кельтское сказание о Тристане и Изольде и стихотворные обработки этой легенды Берулем, Тома, Готфридом Страсбургским. 4. Особенность ситуации, в которую поставлены герои, концепция их чувств. 5. Функция символов и аллегорий в раскрытии идейного содержания романа. Литература Тексты • Беруль. Роман о Тристане//Легенда о Тристане и Изодльде. М.,1976, С.19-103. • Тома. Роман о Тристане // Легенда о Тристане и Изольде. М.,1976, С.116-186. • Готфрид Страсбургский. Тристан // Легенда о Тристане и Изольде.М., 1976, • С. 186-206. Исследования • Михайлов А.Д. История легенды о Тристане и Изольде // Легенда о Тристане и Изольде. М.,1976, С.623- 698. • Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М.,1975. Задания Прочитайте статью А.Д.Михайлова и ответьте на вопросы: 1. Рассмотрите графическое изображение сюжета легенды и ее инвариантов, предложенное Михайловым: Женитьба Марка Изгнание Тристана
Любовный напиток Женитьба Тристана
Изольда узнает Тристана Изольда узнает об «измене» Тристана
Бой с драконом Бой с великаном
Знакомство с Изольдой Тристан –нищий
Бой с Морхольтом Бой с
рыцарями Марка
Бой с Морганом
Последний бой
Норвежские
купцы Корабль Каэрдина
Рождение Смерть
Ривален и Бланшефлер
Чудо с деревьями 2. Выделите симметричные пары предлагаемой схемы и выявите внутреннюю гармонию развития сюжета и его эпизодов. 3. Какие качества характера Тристана выделяет автор статьи? 4. Согласны ли вы с утверждением А.Д.Михайлова, что море в этой легенде становится «символом очень емким и многозначным»? 5. Какова концепция любви, изображенная в легенде, у Беруля ? 6. Как вы думаете, почему А.Д.Михайлов считает, что применительно к роману Тома можно говорить « о «куртуазных» приемах раскрытия любовного чувства, но не о куртуазной концепции любви»? 7. Каким образом в романе Готфрида страсбургского оспариваются куртуазные идеалы? 8. Почему Готфрида Страсбургского, по сравнению со скупым лаконичным Тома можно назвать «изощренным живописцем»?
|