АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА Занятие 3. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ. «ОРЕСТЕЯ» ЭСХИЛА КАК ОДНО ИЗ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ ЖАНРА 1. Устройство греческого театра и театральных представлений. 2. Происхождение греческой трагедии и ее структура. 3. Эсхил как «отец трагедии». Его вклад в развитие жанра. Общая характеристика трагедий, созданных до «Орестеи». 4. Миф об Атридах как основа трилогии. 5. Рассмотрение каждой из частей трилогии в связи с остальными. 6. Наиболее важные вехи обработки мифа об Атридах в последующей драматургической традиции. 7. Основания активного обращение к трилогии Эсхила в современную эпоху. ЛИТЕРАТУРА Обязательная • Гусейнов Г.Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. М.,1982. • Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. М.,1990. • Ярхо В.Н. Эсхил. М.,1958. Дополнительная • Античность и современность сквозь призму мифа об Атридах.М.,1996. • Боннар А. Трагедия, Эсхил, Рок и справедливость// Греческая цивилизация. • М.,1958. Кн. 1. • Головня В.В. История античного театра. М.,1972. Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых художественных произведений Эсхил «Орестея» (пер. С.Апта) «Орестея» («Агамемнон». Эписодий IV, Коммос) 1. Какие черты «вечного образа» Кассандры воплощены в приведенном диалоге? 2. Какая ритуальная модель определяет своеобразие художественной образности рассматриваемого драматического фрагмента? «Орестея» («Хоэфоры». Эписодий III, Стасим III) 1. Как проявились в указанном эписодии выразительные возможности стихомифии? Найдите в тексте «Орестеи» другие примеры стихомифии. Каковы основания обращения к ней? 2. Изменилась ли роль хора в этом эписодии? «Орестея» («Эвмениды». Коммос II) 1. Как в речах Афины проясняется название этой части трилогии? 2. Почему именно богине Афине отведена в этой части ведущая роль? 3. Почему в этом месте трилогии драматургу понадобился именно коммос?
|